Powered by Joomla CMS.

Дизайн создания компьютерных анимационных моделей по начертательной геометрии

on Shanba, 21 Dekabr 2013. Posted in Tabiiy ilmiy fanlar

В статье рассматривается дизайн создания компьютерных анимационных моделей по начертательной геометрии.

Известно, что в современном обществе дизайнерская деятельность успешно применяется во всех отраслях, в том числе, и в образовательной системе, потому что удачное и правильное дизайнерское решение позитивно влияет на развитие какой-либо отрасли.

Знаем, что термин дизайн, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира, возник в начале 20 века как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. В настоящее время с развитием компьютерной технологии дизайнерская деятельность доступна и имеет широкие возможности. Такие возможности успешно применяются и в образовательной системе, например при создание электронных учебных литератур.

Например, предмет начертательная геометрия основана на пространственных процессах, их визуализация, без сомнения, нуждается в дизайнерских подходах, потому что визуальное восприятие очень эффективно, когда наблюдаемый предмет интересен, пропорционален и удобен для наблюдателя. Исходя из этого, созданы компьютерные анимационные модели (КАМ) по начертательной геометрии по следующим критериям:

-  удобно подобранный ракурс;

-   правильно составленная композиция;

-   правильное освещение;

-   гармоничная цветовая гамма;

-   реалистичность и наглядность пространственных процессов;

-   логическая последовательность движений;

-   логическое завершение КАМ.

Рассмотрим для примера создание КАМ способа совмещения.

Известно, что поворот плоскости вокруг его следа до совмещения с одной из плоскостей проекции носит название способ совмещения. Способ совмещения – частный случай вращения, когда осью вращения является один из следов плоскости.

Пусть необходимо повернуть плоскость общего положения Р вокруг его горизонтального следа PH до совмещения с горизонтальной плоскостью проекцией Н. При вращении прямая PH остается на месте. Точки принадлежащие прямой PV как фронтальному следу, будут описывать дугу окружностей, лежащих в плоскостях вращения, перпендикулярных к  прямой PH, как к оси вращения.

Для создания КАМ способом совмещения подходим в следующим порядке:

−         используя графическую программу 3dsMax на мониторе компьютера создадим систему плоскостей проекции V H и плоскость P(PH, PV) (рисунок1);

−         на прямой PV выбираем произвольную точку N(n, n׳) (рисунок 2);

−         через точку N проводим вспомогательную плоскость R(RH, RV) перпендикулярной к плоскости  P (рисунок 3);

−         построим линии пересечения плоскостей P(PH, PV) и R(RH, RV) т.е. прямой MN (mn,m׳n׳) (рисунок 4);

−         вращая точку N(n׳) вокруг оси PH получим точку Nо т.е. совмещенное положение плоскости P с плоскостью Н (рисунок 5);

−         выбирая на горизонтали NА плоскости P произвольную точку А (а, а׳), одновременно получим  Nо Ао, т.е. совмещенное положение горизонтали NА на плоскости Н (рисунок 6);

Таким образом, создавая компьютерные анимационные модели по начертательной геометрии обеспечим  благоприятные условия наблюдателю, которые содействуют эффективному усвоению предмета.

Литература:

  1. Пекарев Л.Д. Самоучитель 3ds Max8–СПб.:БХВ-Петербург, 2006.-432 с.
  2. Мердок Келли. Л. 3ds Max 5.: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.-1136 с.
  3. Ядгаров Дж.Я. Начертательная геометрия (на узб. языке). Учебник для вузов. Ташкент. «Турон-Икбол», -2007. -232 c.
  4. Ядгаров Дж.Я., Ядгаров Дж. Дж. Начертательная геометрия (на узб. языке). Сборник задач по курсу и методическое указание по выполнению типичных задач. БухГУ, Бухара. «Зиё-Ризограф»,-2008,- 82 с.
  5. Cтатьи о дизайне «Азы дизайна интерьералинии и формы» http://mirdonov. ua

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.                                    Рисунок 4.

 

Рисунок 5.                                             Рисунок 7.

Izohlar (0)

Leave a comment

You are commenting as guest.