Adabiyotlar 622452 ta
Videodars 982 ta
Audiokitob 2205 ta

 

РАЗВИТИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Кайимова Зумрат Абдуллаевна Старший преподаватель  кафедры Экономика БухГУ

Тойирова Сарвиноз Атоевна студентка БухГУ

Таянч сўзлар: Ислоҳот, транспорт тизими, модернизация, транспорт коммуникацияси, автомобил йуллари, капитал куйилмалар,транс миллий йули инфратузилмаси.

 

Ключевые слова: Реформа, транспортная система, модернизация, транспортная коммуникация, автомобильные дороги, капитальные  вложения, транснациональная дорожная  инфраструктура.

Key words: Ушбу мақолада йўл транспорт инфратузилмасининг натижалар таҳлили келтирилган ҳамда республика йўл-транспорт системаси тараққиёти масалалари ёритилган.

В статье дана  анализ эффективности  дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, экономический рост и социальное развитие населения.

В Узбекистане осуществляются глубокие и крупномасштабные экономические реформы, направленные на формирование социально-ориентированной рыночной экономики.

Главной целью проводимых реформ являются обеспечение достойного уровня жизни народа, рост эффективности производства, повышение качества и конкурентоспособнос-ти отечественных товаров (услуг) и укрепление экономической независимости страны. В осуществлении экономических реформ в стране достаточно весома роль отрасли автомобильных дорог, являющейся ключевой отраслью производственной и социальной инфраструктуры.

     Дороги всегда играли весьма важную роль в жизни любого общества,  выступая в качестве мощного фактора в формировании его государственно-территориального устройства, внутренних и внешних рынков. Они объединяют в единое целое все отрасли народного хозяйства, производство и потребление, обеспечивают жизненно необходимые экономические связи предприятий и регионов, способствуют сближению народов. Укрепление политической и экономической независимости республики и активное вхождение ее в мировое сообщество предполагают проведение стройной автодорожной политики, нацеленной на более высокий уровень обеспечения страны скоростными автомагистралями, что объективно требует приоритетного развития транспортных коммуникаций, прежде всего, автомобильных дорог, с учетом новых тенденций и факторов, складывающихся на внешнем и внутреннем рынках. В решении данной проблемы руководство Узбекистана выбрало дальнейшее развитие исторически существовавших маршрутов, в том числе Великого Шелкового пути. Основной целью возрождения Великого Шелкового пути является поиск новых путей и возможностейинтеграции транспортных систем, налаживания транспортно-коммуникационного коридора Азии и Европы, развития современной транснациональной дорожной инфраструктуры региона этого маршрута. И сегодня он рассматривается в контексте трансконтинентального моста между Европой и Азией. В этой связи приоритетными задачами для страны являются совершенствование национальных дорожно-транспортных коммуникаций и их эффективная интеграция с региональными и международными транспортными системами, а также гармонизация действующей и разрабатываемой законодательной и нормативно-правовой базы, использования унифицированных транспортных технологий в соответствии с требованиямии параметрами, установленными международными конвенциями и соглашениями. Узбекистан придает этому огромное значение и целенаправленно ведет работу по строительству и реконструкции всех участков транзитных автомобильных дорог Андижан – Ташкент – Нукус – Кунград, связывающих восточные и северо-западные регионы республики. По своим техническим характеристикам данная автомагистраль соответствует предъявляемым международным требованиям и включена в перечень основных дорог направления «запад-восток» в рамках Европейского соглашения о международных автомагистралях в качестве главной основной дороги Е- 40. В 2013 году высокими темпами велись строительство и реконструкция дорожно-транспортные и инженерно-коммуникационные инфраструктуры. Последовательно проводились работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали, осуществлены строительство и реконструкция 530 километров автомобильных дорог общего пользования.

     Завершены работы по устройству четырехполосного цементо-бетонного покрытия автомобильной дороги Гузар-Бухара-Нукус-Бейнеу протяженностью 141 км, 18-километрового четырехполосного асфальто-бетонного покрытия на автомобильной дороге Ташкент-Ош, пролегающей через перевал Камчик, 15-километрового участка автодороги Ташкент-Ош в обход города Коканда, а также нового направления.

Ташкентской обводной дороги и транспортной развязки на обводной дороге города Бухары. Для реализации этих проектов в истекшем году привлечено средств Республиканского дорожного фонда и международных финансовых институтов в размере, эквивалентном 565 миллионам долларов США.

В 2013 году ускоренно продолжались работы по дальнейшему развитию железнодорожных транспортных коммуникаций. В течение года на эти цели было направлено капитальных вложений в эквиваленте 477 миллионов долларов США. Это позволило провести работы по модернизации 240 километров железнодорожных путей, изготовлению собственными силами 550 грузовых и 30 пассажирских вагонов. В истекшем году активно велись работы по электрификации железнодорожных участков Мараканд-Карши и Карши-Термез, что имеет огромное значение для дальнейшего развития экономического потенциала южных областей нашей страны.

 В 2013 году совместно с китайскими партнерами к реализации еще одного крупного проекта в сфере транспортных коммуникаций, имеющего, без преувеличения, огромное стратегическое значение для развития экономики страны в перспективе. Речь идет о строительстве электрифицированной железной дороги Ангрен-Пап с прокладкой 19-километрового железнодорожного тоннеля, которая не только надежно свяжет центральную часть Узбекистана с областями Ферганской долины, обеспечит завершение формирования единой по всей территории республики железнодорожной транспортной системы, но и будет служить важнейшим звеном транснационального транспортного коридора, соединяющего Европу с Азией. Строительство узбекского участка трансконтинентальной автомагистрали станетпродолжением строящихся участков дорог в КНР, что мотивирует строительство в соседних странах и в Закавказье.

    Сегодня, в век динамичного развития процессов интеграции между странами и целыми регионами, реализация идеи возрождения исторического Великого Шелкового пути, бесспорно, служит делу укрепления мира и стабильности, развитию общественного прогресса, экономического роста и повышения благополучия людей. Следует отметить, что устойчивое развитие дорожно-транспортных коридоров является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и

свободы экономической деятельности.

      Проводимые в стране экономические реформы дали определенные положительные результаты в формировании и развитии сети национальных автомобильных дорог. Созданы правовые основы и получают дальнейшее развитие механизмы регулирования отрасли.

     Переход на индикативные методы планирования и прогнозирования развития отрасли обеспечил в значительной мере экономическую самостоятельность предприятий дорожного хозяйства. Формируются хозяйственно-правовые основы для укрепления самостоятельности предприятий и обеспечения их самофинансирования.

      Сеть автомобильных дорог республики по основным параметрам развитости занимает одно из ведущих мест среди стран СНГ, в том числе Центральной Азии. Практически все населённые пункты, включая отдалённые, имеют дороги с твёрдым покрытием. В 2014 году завершены строительство и реконструкция 540 километров автомобильных дорог общего пользования. На участках протяженностью 116 километров осуществлен перевод с 2-полосного движения на 4-полосное, что обеспечило повышение пропускной способности на этих участках в 3 раза

В 2014 году в ходе реализации проектов по строительству, реконструкции и электрификации железных дорог, восстановлению и модернизации железнодорожного грузового и пассажирского транспорта освоено в эквиваленте свыше 630 миллионов долларов, более половины из которых направлено на продолжение опережающей реализации проекта по строительству электрифицированной железнодорожной линии Ангрен-Пап.

     Наряду с этим произведена реабилитация железнодорожных путей протяженностью 240 километров, собственными силами построены 650 грузовых и 20 пассажирских вагонов, реконструирован железнодорожный вокзал в городе Карши. Скоростными поездами "Афросиёб", курсирующими между Ташкентом и Самаркандом, в 2014 году перевезено свыше 180 тысяч пассажиров. Грузооборот авиационного транспорта составил 126,3 миллиона тонно-километров, или с ростом против 2013 года на 8,5 процента. В 2014 году НАК "Узбекистон хаво йуллари" стала полноправным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), которая объединяет более 270 авиакомпаний по всему миру

Созданный на базе аэропорта города Навои международный центр логистики

объединяет грузовые авиа перевозки в Европу, Индию, Китай и Юго-Восточную Азию. За весь период с начала его открытия было перевезено свыше 200 тысяч тонн грузов. Продвижения и структурные преобразования экономики на 2015 год невозможно без создания развитой инфраструктуры, в первую очередь, информационно-коммуникационных систем, дорожно-транспортного и инженерно-коммуникационного строительства.

        Особое внимание должно быть обращено на реализацию Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период  2013-2020 годы

      Продолжается работы по дальнейшему увеличению технических возможностей доступа в сеть интернет, расширению оптических сетей широкополосного доступа и строительств у оптоволоконных линий связи, завершить перевод всех регионов, включая труднодоступные районы, на цифровое телевидение. С учетом высокой оценки стратегического значения проводимых работ построительству и реконструкции участков автомобильных дорог, входящихв состав Узбекской национальной автомагистрали, ГАК "Узавтойул", Республиканскому дорожному фонду, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента поручено принять действенные меры по безусловному выполнению намеченных на 2015 год параметров строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и развития придорожной инфраструктуры. Важные задачи стоят и по развитию железнодорожных коммуникаций. Для обеспечения надежной и бесперебойной транспортировки пассажиров и грузов в 2015 году намечается реабилитация 260  железнодорожных путей.

     Предусмотрена реализация 13 инвестиционных проектов. Прежде всего таких, как строительство новой электрифицированной железнодорожной линии Ангрен – Пап протяженностью 124,1 километра, электрификация железнодорожного участка Мараканд - Карши протяженностью 140 км и Карши - Термез протяженностью 325 километров, реализация второго этапа строительства двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Джизак -Янгиер[5].

ГАЖК "Узбекистон темир йуллари " совместно с Министерством экономики, хокимиятами Ташкентской и Наманганской областей начето своевременное и качественное строительство железной дороги Ангрен - Пап.

    Из вышеизложенного следует, что в Узбекистане осуществляются широкомасштабные работы по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и в настоящее время республика присоединилась ко многим международным конвенциям в транспортной сфере, которые всемерно развивают взаимовыгодные отношения и продолжают многоплановое сотрудничество с различными организациями и союзами.

    В результате этих отношений разработаны проекты на среднесрочную и долгосрочную перспективу по совершенствованию проектирования, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования Республики Узбекистан. Развитие рынков дорожно-транспортных услуг малого и частного бизнеса объективно расширяет сферу применения автомобильного транспорта.

   Темпы наращивания парка личных и коммерческих автомобилей позволяют говорить о массовой автомобилизации страны, которая носит необратимый характер. Одной из приоритетных задач в республике является создание современной системы дорожно-эксплуатационного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта. Развитие современной и эффективной дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике позволят обеспечить экономический рост и социальное развитие. Укрепление связей между регионами Узбекистана повысит конкурентоспособность и эффективность других отраслей экономики, будет способствовать росту предпринимательской и деловой активности, оказывающей непосредственное влияние на качество жизни и уровень социальной активности населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год от 21.01.2015. Правда Востока 21.01.2015.

2. Ламперт Х. Социальная и рыночная экономика: Пер. с нем. – М.: Дело, 2005. – С. 61-65.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Пер. с англ. – М.: Прогресс. – С. 25.“БУХОРО ДАВЛАТ УНИВЕРСИТЕТИ ИЛМИЙ АХБОРОТИ” ЖУРНАЛИДА МАҚОЛА ЭЪЛОН ҚИЛИШ ТАЛАБ ВА ШАРТЛАРИ

       Ҳурматли муаллифлар! Мазкур илмий журналда мақола эълон қилиш учун Сиз шахсан ўзингиз ёки электрон почта орқали мақола матнини ҳамда муаллиф(лар) ҳақидаги қуйидаги маълумотларни (алоҳида файлда) жўнатишингиз керак: муаллиф(лар)нинг исм-шарифи (тўлиқ), илмий даражаси, иш жойи ва лавозими, e-mail, алоқа телефони, шунингдек, фан доктори (номзоди) дипломи нусхаси; илмий даражаси бўлмаган муаллифлар кафедра (бўлим) йиғилишидан нашрга тавсия тўғрисида хулоса акс этган кўчирма ёки илмий раҳбар тақризи. Ҳужжатлар, албатта, имзоланган ва муҳрланган шаклда бўлиши лозим.

Мақолани расмийлаштиришга оид талаблар

     Мақола таҳририятга босма бир нусхада,  Arial шрифти 11 ўлчамида, 1 интервал қаторлар оралиғида, MS Word форматида электрон вариантда юборилади. Тақдим этилувчи мақолаларнинг ҳажми5 бетдан кам бўлмаслиги лозим. Шунингдек, мақолада таянч маълумотлар ўзбек, рус, инглиз тилида берилиши лозим.

 

Мақолалар ОАК Президиуми томонидан 2013 йил 11 апрелдаги  365 рақам билан тасдиқланган «Диссертация ва авторефератларни расмийлаштириш қоидалари» асосида белгиланган меъёрларга мувофиқ расмийлаштирилади:

Адабиётлар матнда: [3, 12], [1, 5-10; 2] каби белгиланади.

 

Адабиётлар

1. Йўлдошев М. Бадиий матн ва унинглингвопоэтик таҳлили асослари. –Т.:  Фан‚ 2006. -76 б.

2. Фитрат А. Адабиёт қоидалари. Танланган асарлар. V жилдлик. – Т.: Маънавият, 2006. -IV жилд. –Б. 11-88.

3. Хлопьянов А.В.Лингвопоэтическое исследование атрибутивных словосочетаний в поэмах А.С.Пушкина: Автореф.дис. … канд. филол. наук. –Москва, 2008.  – 26 с.

4. Ўзбек тилининг изоҳли луғати. V жилдли. / А.Мадвалиев таҳрири остида. –Т.: ЎзМЭ‚ 2006- 2008.

5. Мухамедов А. Ўзбек компьютер лингвистикаси: ривожланиш тарихи, бугунги ва келажаги // Ўзбек  тили ва адабиёти. – Тошкент, 2001. - № 3. – Б. 37-41.

6. Рустамов Ш. Кузги буғдой бегона ўтлари ва уларни йўқотиш омиллари //Аграр фани: ютуқлари ва истиқболлари / СамҚХИ илмий ишлар тўплами. -  Самарқанд, 2001. – Б. 27-30.

7. Рахмонова Н.Ш. Ревматоид артритли беморларни даволашда паст частотали ультратовушнинг самарадорлиги // Ревматологиянинг долзарб муаммолари. –  Т.: ТТА, 2004. – Б. 26-30.

8. Küpper H. Wörterbuch der deutschen Umgangssprache. – 3 Bände. – Hamburg, Classen Verlag, 2003. – 964 p.

 

      Мақолалар, албатта, экспертлар томонидан баҳоланади. Мақолага салбий баҳо берилган тақдирда, нашр этмаслик тўғрисида хулоса берилади ва муаллифга қайтариб берилмайди. Материаллар қуйидаги манзил бўйича қабул қилинади: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it."> This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.  (саволлар бўйича ҳам шу манзилга хат ёзишингиз ёки 8 365 223 01 70 рақамига мурожаат қилишингиз мумкин). Шунингдек, батафсил маълумотларни www.buxdu.uzсайтидан олишингиз мумкин.

Уважаемые авторы! Для того чтобы опубликовать статью(и) в данном журнале, Вам необходимо прислать по электронной почте текст статьи, сведения об авторе(ах) (отдельным файлом): ФИО, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, e-mail, контактный телефон, а также авторы, не имеющие ученую степень, должны представить  выписку из протокола заседания учреждения с рекомендацией статьи к печати. Представляемый документ должен быть подписан и заверен печатью.

Требования к оформлению статей

       Текст статьи представляется в редакцию в двух экземплярах (в печатном и электронном виде) в формате MS Word, шрифтом Arial, размер 11 (межстрочный интервал одинарный). Объем представляемых статей – не менее 5 страниц. Текст статьи должен включать ключевые слова и аннотации на узбекском, русском и английском языках.

 

Ссылки в тексте и список использованной литературы оформляются в соответствии с

Нормами 365, утвержденными Президиумом ВАК РУз от 11 апреля 2013 г.

«Правила оформления диссертации и автореферата».Литература в тексте обозначается как[3, 12], [1, 5-10; 2].

Литература

1. Гадунов С.К., Рябенький В.С. Введение в теорию разностных схем. – М.: Физматгиз, 1982. –168 с. 

2. Седов Л.И.  Механика сплошной среды:  В 2-х т. – М.: Наука, 1983. - Т.1. - С. 114-125.

3. Кузнецов Ю.И. Построение информативного базиса в задачах общей циркуляции атмосферы: Дис. … канд. физ. – мат. наук. – Новосибирск, ВЦ СО РАН, 1997. – 134 с.

4. Бахвалов Н.С. К оптимизации методов решения краевых задач при наличии пограничного слоя // Журнал вычислительной  математикии математической физики. – Москва, 1969. - № 4 (9). – С. 841-859.

5. Иванов П.К. Алгоритм исследования колебаний осесимметричных сооружений с динамическими гасителями // Перспективные информационные технологии: Тез.докл. Респ. науч. конф. 21-22 мая 2002. – Ташкент, 2002. – С. 132-133.

6. Панов В.Ф. Модели частиц  в сильнойгравитации.– Томск, 1982. – 7 с. – Деп. В ВИНИТИ 27.05.82,  № 2641.

7.  Пушков Ю.Г.  О нормировании качества жидких электратов при их производстве методом реперколяции // Научно-технический прогресс и оптимизация  технологических процессов создания лекарственных препаратов:  Тез.докл. Всесоюзн. научн. конф. 21-22 мая 1987г. – Львов, 1987. – С. 282-283.

8. Küpper H. Wörterbuch der deutschen Umgangssprache. – 3 Bände. – Hamburg, Classen Verlag, 2003. – 964 p.