Adabiyotlar 622452 ta
Videodars 982 ta
Audiokitob 2205 ta

 

К

...КРАТИЯ

...КРАТИЯ (от греч. kratos - сила, господство, власть), часть сложных слов, означающая: власть, правление (напр., демократия, теократия, охлократия, технократия).


K-ЗАХВАТ

K-ЗАХВАТ , см. Электронный захват.


К

К , двенадцатая буква русского алфавита; восходит к кириллической букве (како), имевшей, кроме звукового, также цифровое значение 20.


К . Р.

К . Р. (великий князь Константин Константинович Романов) (1858-1915), русский писатель. Президент (с 1889) Петербургской АН. В поэтических сборниках (1886, 1889, 1900, 1911) следовал классическим традициям; на его слова (Я вам не нравлюсь, Растворил я окно, Серенада и др.) написаны романсы П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, Р. М. Глиэром и др.; стихи Умер бедняга в больнице военной легли в основу популярной народной песни. Пьесы, переводы.


К-МЕЗОНЫ

К-МЕЗОНЫ (каоны) (К) , группа элементарных частиц с нулевым спином и массой ок. 970 электронных масс, принадлежащая к странным частицам. В группу входят 2 заряженных (К-, К+) и 2 нейтральных (К °, °) К-мезона; К+ и °- античастицы К-, К °.


КА

Ка , марка советских вертолетов, разработанных под руководством Н. И. Камова и в ОКБ его имени.


КА

КА , в египетской мифологии одна из душ-сущностей человека. В Текстах пирамид ка присуще только фараону и связано с идеей его божественного происхождения и могущества. В конце Древнего царства складывается представление о ка как о двойнике каждого человека, рождающегося вместе с ним и определяющего его судьбу. Ка изображается в виде человека, на голове которого находятся поднятые согнутые в локтях руки.


КА-ХЕМ

КА-ХЕМ , река в Монголии и Российской Федерации (Тува); см. Малый Енисей.


КААБА

КААБА (от араб . ка`б - куб), мусульманский храм в Мекке, имеющий форму куба.


КААЛЬ

КААЛЬ (Kaal) Ану (р . 1940), эстонская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1981). С 1965 в Эстонском театре оперы и балета.


КАБАКОВ ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ

КАБАКОВ Илья Иосифович (р . 1933), российский художник и теоретик искусства. Один из лидеров русского неофициального искусства. С 1988 живет за рубежом (преимущественно во Франции и США). Разработал близкий концептуальному искусству, а с другой стороны - соц-арту тип графической серии, где тексты и изобразительные мотивы погружают обыденный советский быт в атмосферу романтической тайны (здесь сказался опыт Кабакова-иллюстратора детских книг). В 1990-е гг. все чаще переводил свои серии в трехмерное пространство, создавая инсталляции, проникнутые воспоминаниями о России.КАБАКОВ Илья Иосифович (р. 30 сентября 1933, Днепропетровск), российский художник. Один из наиболее известных и авторитетных мастеров, сформировавшихся в среде неофициального искусства.Выходец из семьи слесаря. Обосновавшись в Москве, в 1957 окончил графический факультет Московского художественного института имени В. И. Сурикова, получив специальность художника-иллюстратора. С 1956 выступал как оформитель детских книг в издательстве Детская литература, а также журналов Малыш, Мурзилка, Веселые картинки. Активный участник многих выставок неофициального искусства, начиная с выставок 1965 года в Италии (л`Акуила), 1966 в Польше (Познань - Сопот) и выставки 1968 года в московском кафе Синяя птица.Испробовав стили абстрактного экспрессионизма, неосюрреалистического гротеска, в 1970-е годы нашел свою собственную манеру, за которой закрепилось имя романтического концептуализма. Долголетняя работа в детской книге наложила отпечаток на его творчество, создав иронически-сказочную атмосферу его произведений, герои которых - маленькие люди, живущие в коммуналках, - претерпевают неожиданные метаморфозы, летая по воздуху, либо вообще исчезая в таинственных пространственных дырах. Он последовательно расширяет масштабы своих композиций, переходя от фигурных графических циклов к так называемым альбам 1970-78 (от латинского alba - белая) - листам, где доминируют пустые пространства, снабженные лишь надписями [предельно бытовыми (Кто забил этот гвоздь?) и предельно загадочными в своей недосказанности], - а затем к жэковскому искусству 1978-82 и экспоарту, где образы составляют уже целые инсталляции, напоминающие агитационные стенды и стенгазеты ЖЭКов. Сблизившись - в последнем случае - с сатирическими интонациями соц-арта, он далее следует своим путем, соединяя воспоминания о коммунальной нищете со стандартными мотивами социалистического реализма. С 1989 живет и работает за рубежом, в Германии, Франции и США. Пародия, философия, лирика причудливо соединяются в инсталляциях Человек, улетевший в космос из своей комнаты (1986, галерея Р. Фельдмана, Нью-Йорк), Большой архив (1993, Городской музей, Амстердам), Корабль моей жизни (1996, центр Хеллерау, Дрезден) и других выставочных комплексах Кабакова. Рубежное значение его искусства, обозначившего радикальные политические и культурные сдвиги перестройки, получает большой международный резонанс. Воплощением этой исторической рубежности становится его участие как художника-оформителя в постановке первой посткоммунистической оперы Жизнь с идиотом в амстердамской Нидерландской опере (1992, по рассказу В. В. Ерофеева, музыка А. Шнитке), а также его Красный вагон (1990-91, был использован в экспозиции российского павильона на Венецианской биеннале 1993). Композиция последнего подводит черту под политическими утопиями и иллюзиями советского периода, подчеркивая в своем сценическом пространстве, что невозможно (по описанию самого художника) подняться в небо, пережив тягостную скуку вечного ожидания и оказавшись среди кучи грязи, обломков и мелкой чепухи.Литература:Бобринская Е. А. Концептуализм. М., 1994.М. Н. Соколов


КАБАКОВ МАРК ВЛАДИМИРОВИЧ

КАБАКОВ Марк Владимирович (р . 1924), русский писатель, публицист. Сборники стихов: Романтики (1961), Ночная вахта (1972), Мои корабли (1984) и др. Повесть Битый лед (1981) и др.


КАБАКОВСК

КАБАКОВСК , название г. Серов в Свердловской обл. в 1934-37.


КАБАЛА

КАБАЛА (араб . - расписка, обязательство), форма личной зависимости, связанная с займом. Известна на Руси с 14 в. В переносном смысле - гнет.


КАБАЛА

КАБАЛА (др .-евр., букв. - предание), мистическое течение в иудаизме; соединило пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации и др.) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии. Окончательно оформилась в 13 в. в Андалусии (Зогар, или Книга сияния, на арамейском языке). Т. н. практическая кабала (кабалистика) основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс.